Том 29, номер 12, статья № 12

Зуев В.В., Нахтигалова Д.П., Шелехов А.П., Кижнер Л.И., Павлинский А.В., Шелехова Е.А., Баранов Н.А. Особенности обледенения воздушных судов в районе международного аэропорта Томска. // Оптика атмосферы и океана. 2016. Т. 29. № 12. С. 1080–1085.
Скопировать ссылку в буфер обмена
Аннотация:

Представлены результаты исследования повторяемости обледенения воздушного судна (ВС) в зависимости от сезона и высоты в международном аэропорту Томск за период с 2011 по 2015 гг. Показано, что в районе аэропорта г. Томска в осенний период максимум повторяемости обледенения ВС составляет 43% от всех случаев. В зимний и весенний периоды повторяемость обледенения равна 26%, а летом ВС может подвергаться обледенению только в 5% случаев. Установлено, что в среднем за данный период 89,6% случаев обледенения приходится на высоты от поверхности земли до 2999 м, а выше 6000 м данное явление не фиксируется. В зимний период максимум повторяемости обледенения ВС наблюдается на высотах от 0 до 999 м. В осенний и весенний периоды максимальное количество случаев с обледенением фиксируется в слое от 1000 до 1999 м. Летом максимум повторяемости обледенения находится в слое высот от 1000 до 1999 м, но он не ярко выражен. Высотный ход повторяемости обледенения в районе международного аэропорта Томск отличается от результатов исследований данного явления, опубликованных ранее для континентальных штатов США и Европейской территории СССР.

Ключевые слова:

обледенение воздушных судов, бортовая погода, повторяемость обледенения

Список литературы:

1. Богаткин О.Г. Авиационная метеорология: Учебник. СПб.: РГГМУ, 2005. 328 с.
2. Баранов А.М., Солонин С.В. Авиационная метеорология. Л.: Гидрометиздат, 1981. 383 с.
3. Официальный сайт Авиаметтелеком Росгидромета. URL: http://www.aviamettelecom.ru/index.php?id_top=34 (дата обращения 17.05.2016).
4. Трунов О.К. Обледенение самолетов и средства борьбы с ними. М.: Машиностроение, 1965. 946 с.
5. Schultz P., Politovich M.K. Toward the Improvement of Aircraft-Icing Forecasts for the Continental United States // Weather Forecasting. 1992. V. 7. P. 491–500.
6. Иванова А.Р. Опыт верификации численных прогнозов влажности и оценка их пригодности для прогноза зон обледенения воздушных судов // Метеорол. и гидрол. 2009. № 6. С. 33–46.
7. Zuev V.V., Nakhtigalova D.P., Shelekhov A.P., Shelekhova E.A., Baranov N.A., Kizhner L.I. Remote sensing of potential aircraft icing areas // Proc. SPIE. 2015. V. 9680. P. 96806Q–1–8.
8. Зуев В.В., Нахтигалова Д.П., Шелехов А.П., Шелехова Е.А., Павлинский А.В., Баранов Н.А., Кижнер Л.И. Применение метеорологического температурного профилемера MTP-5PЕ в аэропорту для определения пространственных зон возможного обледенения воздушного судна // Оптика атмосф. и океана. 2015. Т. 28, № 11. С. 1029–1034; Zuev V.V., Nakhtigalova D.P., Shelekhov A.P., Shelekhova E.A., Pavlinskii A.V., Baranov N.A., Kizhner L.I. Application of MTP-5PE meteorological temperature profiler in an airport for determining spatial zones of possible aircraft icing // Atmos. Ocean. Opt. 2016. V. 29, N 2. P. 186–190.
9. Дистанционный способ определения пространственных зон вероятного обледенения воздушных судов в режиме реального времени: Пат. 2580375. Россия, МПК, G01W 1/10, B64D 15/20. Зуев В.В., Нахтигалова Д.П., Шелехов А.П., Шелехова Е.А.; ИМКЭС СО РАН. № 2014154535/28; Заявл. 30.12.14; Опубл. 10.04.16. Бюл. № 10.
10. Официальный сайт Томского аэропорта. URL: http:// tomskairport.ru/airport/info/ (дата обращения 11.04.2016).
11. Слуцкий В.И. Климатическая характеристика аэропорта Томск (Богашево). Справочник. Томск: ТГУ, 2005. 222 с.
12. Зверев А.С. Синоптическая метеорология. Л.: Гидрометиздат, 1977. 711 с.
13. Боровиков А.М, Гайворонский И.И. и др. Физика облаков. Л.: Гидрометиздат, 1961. 459 с.
14. Рыбакова Ж.В. Облака. Томск: ТГУ, 2009. 176 с.
15. Стратегия развития транспортной системы Томской области в 2008–2025 годах. ULR: http://www. gosbook.ru/ node/77525 (дата обращения 21.07.2016).

Вернуться