Vol. 14, issue 04, article # 0

Komarov V.S., Belan B.D. Preface. // Atmospheric and oceanic optics. 2001. V. 14. No. 04. P. 229.
Copy the reference to clipboard
Abstract:

This topical issue of Atmospheric and Oceanic Optics on the problem of climatic and ecological monitoring of the local atmosphere is the fifth in a series of similar issues (the first four were published in 1994, 1995, 1996, and 1998). It continues consideration of various problems of mesometeorology, regional ecology, and climate.
Thus, in the first of two papers by  Komarov and Popov, devoted to the problems of mesometeorology, the authors propose new techniques and algorithms for estimating and predicting atmospheric parameters based on the theory of Kalman filtering and simplified dynamic model of behavior of these parameters in space and time. Their  second paper discusses the results of experimental studies of the proposed techniques as applied to spatial prediction of mesoscale fields of the temperature and wind at a territory not covered by observations. The paper by Komarov, Popov, Popova, and Sineva considers the problems of statistical analysis of the time structure of mesoscale fields of temperature, specific humidity, zonal and meridional components of wind velocity in the atmospheric boundary layer, as well as the problem of analytical approximation of the corresponding correlation functions.
A series of papers deal with various problems of climatology. In particular, Suvorov and Panin  discuss a new approach to the study of tendencies in climate changes based on the ideas and methods of the sensitivity theory of distributed systems as applied to atmospheric models. Ippolitov, Kabanov, and Loginov analyze long-term series of the surface air temperature (near Tomsk) using the wavelet transform simultaneously with the series of the annually mean Wolf number and critical frequencies of the F2 ionospheric layer. In the paper by Komarov, Barinova, and Matveev, the change in the urban meteorological conditions (first of all, temperature) as compared to  the rural conditions due to the effect of water vapor and anthropogenic greenhouse gases is studied using the data of daily meteorological observations in Kemerovo and some sites situated far away from it, as well as the data on concentration of pollutants in these sites.
Arshinov, Belan, Ivlev, and Rasskazchikova, using the data of flight missions of 1991 and 1995, as well as pilot-balloon observations in 1997–1999, analyze peculiarities of air circulation in the hollow of Lake Baikal depending on synoptic conditions and local time. In the paper by Belan and Rasskazchikova, the comparative analysis of the effect of a city on the temperature and humidity of the atmosphere is conducted using the observations in Tomsk and Kireevsk situated 60 km apart.
Three papers are devoted to simulation of various atmospheric processes. Thus, the first paper (authors Suvorov and Kuleshov) considers simulation of the process of forced convection and cloud formation in cities, as well as application of the obtained model to forecast of storm precipitation. The second paper (authors Gudoshnikova and Matveev) proposes a numerical model of formation and evolution of smog; the model takes into account the dependence of its appearance on synoptic situation. The third paper (authors Soldatenko, Shcherbakov, Slown, Blocksam, and Misra) presents the results of numerical simulation (with the  Models-3 information-prognostic system) of evolution of the concentration of sulfate aerosol and nitrogen monoxide and dioxide in the atmospheric surface layer, as well as spatial distribution of the aerosol and total content of NO, NO2, CO, and SO2.
Along with this, the topical issue includes a series of papers treating some problems and results of ecological atmospheric monitoring. Thus, Belan, Plotnikov, and Tolmachev in their paper analyze seasonal variations of the vertical distribution of tropospheric ozone (up to the height of 7000 m) using the data obtained by the OPTIK-E airborne laboratory over the southern region of the Western Siberia. Arshinov, Belan, Plotnikov, and Tolmachev study the effect of appearance of anomalously high night near-surface concentrations of ozone in Tomsk. In the paper by Belan, Rasskazchikova, Simonenkov, and Tolmachev, the mesoscale differences in the chemical composition of atmospheric aerosol are studied based on the data of synchronous measurements in Tomsk (Akademgorodok) and Kireevsk spaced by 60 km.
Introducing this thematic issue, we hope that its materials covering various problems of mesometeorology, climatology, and ecology will be interesting to a broad circle of readers.
 

Back

Том 14, номер 04, статья № 0

Комаров В.С., Белан Б.Д. ПРЕДИСЛОВИЕ. // Оптика атмосферы и океана. 2001. Т. 14. № 04. С. 253-254.
Скопировать ссылку в буфер обмена
Аннотация:

Очередной тематический выпуск журнала «Оптика атмосферы и океана» по проблеме «Климато-экологический мониторинг атмосферы ограниченных территорий» является пятым тематическим выпуском по данной проблеме (первый подобный выпуск вышел в 1994, второй – в 1995, третий – в 1996 и четвертый – в 1998 г.) и посвящен дальнейшему рассмотрению различных проблем мезометеорологии, региональной экологии и климата.
Так, в первой из двух статей В.С. Комарова и Ю.Б. Попова, посвященных некоторым проблемам мезометеорологии, предложены оригинальная методика и алгоритмы решения задачи оценивания и прогноза параметров состояния атмосферы, основанные на теории калмановской фильтрации и упрощенной динамической модели поведения этих параметров в пространстве и времени, а во второй обсуждаются результаты экспериментальных исследований качества предложенной методики при ее использовании в процедуре пространственного прогноза мезомасштабных полей температуры и ветра на неосвещенную данными наблюдений территорию. В статье В.С. Комарова, Ю.Б. Попова, А.И. Поповой, К.Я. Синевой рассматриваются вопросы статистического анализа временной структуры мезомасштабных полей температуры, удельной влажности, зональной и меридиональной составляющих скорости ветра в пограничном слое атмосферы, а также проблема аналитической аппроксимации соответствующих корреляционных функций.
Ряд статей посвящен рассмотрению различных вопросов климатологии. В частности, в статье С.С. Суворова, Б.Д. Панина предлагается новый подход к исследованию тенденций изменения климата, базирующийся на идеях и методах теории чувствительности распределенных систем в приложении к моделям атмосферы. И.И. Ипполитовым, М.В. Кабановым и С.В. Логиновым исследуются с помощью вейвлет-преобразований многолетние ряды приземной температуры (на примере г. Томска) и одновременно анализируются ряды среднегодовых чисел Вольфа и среднегодовых критических частот слоя F2 в ионосфере. В статье В.С. Комарова, С.А. Бариновой и Ю.Л. Матвеева на основе данных восьмисрочных ежедневных метеорологических наблюдений г. Кемерово и нескольких удаленных от него пунктов и данных о концентрации в них загрязняющих веществ (таких как СО, NО2, аммиак, пыль) исследуется изменение метеорологического режима (и в первую очередь температуры) города по сравнению с окружающей местностью под влиянием водяного пара и парниковых газов антропогенного происхождения.
М.Ю. Аршинов, Б.Д. Белан, Г.А. Ивлев и Т.М. Рассказчикова по данным летных экспедиций 1991, 1995 гг. и наземных шаропилотных наблюдений в 1997–1999 гг. анализируют особенности циркуляции воздуха в котловине оз. Байкал в зависимости от синоптических условий и времени суток. В статье Б.Д. Белана, Т.М. Рассказчиковой на основе данных наблюдений в г. Томске и удаленном от него на расстояние 60 км Киреевске проведен сравнительный анализ степени воздействия города на температурно-влажностный режим атмосферного воздуха.
Три статьи посвящены вопросам моделирования различных атмосферных процессов. Так, в первой из них (авторы С.С. Суворов и Ю.В. Кулешов) рассматриваются вопросы моделирования протекания процессов вынужденной конвекции и облакообразования в районах мегаполисов, а также использования полученной модели для прогнозирования ливневых осадков. Во второй статье (авторы О.А. Гудошникова и Л.Т. Матвеев) предлагается численная модель образования и развития тумана, учитывающая зависимость его возникновения от синоптической обстановки. В третьей статье (авторы С.А. Солдатенко, А.Ю. Щербаков, Дж. Слоан, Р. Блоксэм и Р.К. Мисра) приведены результаты численного моделирования (с помощью информационно-прогностической системы Models-3) по оценке временного изменения объемной концентрации сульфатного аэрозоля и содержания окиси и двуокиси азота в приземном слое атмосферы, а также пространственного распределения того же аэрозоля и суммарного содержания NO, NO2, CO, SO2.
Наряду с этим в тематическом номере журнала приведен также комплекс статей, содержащих результаты рассмотрения некоторых вопросов атмосферно-экологического мониторинга. Так, Б.Д. Белан, А.П. Плотников, Г.Н. Толмачев посвятили свою статью анализу сезонных изменений вертикального распределения концентрации тропосферного озона (до высоты 7000 м), проведенному по данным измерений с помощью самолета-лаборатории АН-30 «Оптик-Э» над южным регионом Западной Сибири, а М.Ю. Аршинов, Б.Д. Белан, А.П. Плотников, Г.Н. Толмачев - исследованию проблемы появления в районе г. Томска аномально высоких приземных концентраций озона, зафиксированных в ночное время. И наконец, в статье Б.Д. Белана, Т.М. Рассказчиковой, Д.В. Симоненкова, Г.Н. Толмачева по данным синхронных измерений, проведенных в районе г. Томска (Академгородок) и Киреевска, расположенных друг от друга на расстоянии 60 км, исследуются мезомасштабные различия в химическом составе атмосферного аэрозоля.
Представляя настоящий тематический выпуск журнала, его составители надеются, что помещенные в нем материалы по различным вопросам мезометеорологии, климатологии и экологии найдут большой интерес у широкого круга читателей.
 

Вернуться